ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Приоритетными целями обучения математике в 5–6 классах являются: продолжение формирования основных математических понятий (число, величина, геометрическая фигура), обеспечивающих преемственность и перспективность математического образования обучающихся; развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, познавательной активности, исследовательских умений, интереса к изучению математики; подведение обучающихся на доступном для них уровне к осознанию взаимосвязи математики и окружающего мира; формирование функциональной математической грамотности: умения распознавать математические объекты в реальных жизненных ситуациях, применять освоенные умения для решения практико-ориентированных задач, интерпретировать полученные результаты и оценивать их на соответствие практической ситуации. Основные линии содержания курса математики в 5–6 классах – арифметическая и геометрическая, которые развиваются параллельно, каждая в соответствии с собственной логикой, однако, не независимо одна от другой, а в тесном контакте и взаимодействии. Также в курсе математики происходит знакомство с элементами алгебры и описательной статистики. Изучение арифметического материала начинается со систематизации и развития знаний о натуральных числах, полученных на уровне начального общего образования. При этом совершенствование вычислительной техники и формирование новых теоретических знаний сочетается с развитием вычислительной культуры, в частности с обучением простейшим приёмам прикидки и оценки результатов вычислений. Изучение натуральных чисел продолжается в 6 классе знакомством с начальными понятиями теории делимости. Начало изучения обыкновенных и десятичных дробей отнесено к 5 классу. Это первый этап в освоении дробей, когда происходит знакомство с основными идеями, понятиями темы. При этом рассмотрение обыкновенных дробей в полном объёме предшествует изучению десятичных дробей, что целесообразно с точки зрения логики изложения числовой линии, когда правила действий с десятичными дробями можно обосновать уже известными алгоритмами выполнения действий с обыкновенными дробями. Знакомство с десятичными дробями расширит возможности для понимания обучающимися прикладного применения новой записи при изучении других предметов и при практическом использовании. К 6 классу отнесён второй этап в изучении дробей, где происходит совершенствование навыков сравнения и преобразования дробей, освоение новых вычислительных алгоритмов, оттачивание техники вычислений, в том числе значений выражений, содержащих и обыкновенные, и десятичные дроби, установление связей между ними, рассмотрение приёмов решения задач на дроби. В начале 6 класса происходит знакомство с понятием процента. Особенностью изучения положительных и отрицательных чисел является то, что они также могут рассматриваться в несколько этапов. В 6 классе в начале изучения темы «Положительные и отрицательные числа» выделяется подтема «Целые числа», в рамках которой знакомство с отрицательными числами и действиями с положительными и отрицательными числами происходит на основе содержательного подхода. Это позволяет на доступном уровне познакомить обучающихся практически со всеми основными понятиями темы, в том числе и с правилами знаков при выполнении арифметических действий. Изучение рациональных чисел на этом не закончится, а будет продолжено в курсе алгебры 7 класса. При обучении решению текстовых задач в 5–6 классах используются арифметические приёмы решения. При отработке вычислительных навыков в 5–6 классах рассматриваются текстовые задачи следующих видов: задачи на движение, на части, на покупки, на работу и производительность, на проценты, на отношения и пропорции. Обучающиеся знакомятся с приёмами решения задач перебором возможных вариантов, учатся работать с информацией, представленной в форме таблиц или диаграмм. В программе учебного курса «Математика» предусмотрено формирование пропедевтических алгебраических представлений. Буква как символ некоторого числа в зависимости от математического контекста вводится постепенно. Буквенная символика широко используется прежде всего для записи общих утверждений и предложений, формул, в частности для вычисления геометрических величин, в качестве «заместителя» числа. В программе учебного курса «Математика» представлена наглядная геометрия, направленная на развитие образного мышления, пространственного воображения, изобразительных умений. Это важный этап в изучении геометрии, который осуществляется на наглядно-практическом уровне, опирается на наглядно-образное мышление обучающихся. Большая роль отводится практической деятельности, опыту, эксперименту, моделированию. Обучающиеся знакомятся с геометрическими фигурами на плоскости и в пространстве, с их простейшими конфигурациями, учатся изображать их на нелинованной и клетчатой бумаге, рассматривают их простейшие свойства. В процессе изучения наглядной геометрии знания, полученные обучающимися на уровне начального общего образования, систематизируются и расширяются. Согласно учебному плану в 5–6 классах изучается интегрированный предмет «Математика», который включает арифметический материал и наглядную геометрию, а также пропедевтические сведения из алгебры, элементы логики и начала описательной статистики. На изучение учебного курса «Математика» отводится 340 часов: в 5 классе – 170 часов (5 часов в неделю), в 6 классе – 170 часов (5 часов в неделю). СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 6 КЛАСС Натуральные числа Арифметические действия с многозначными натуральными числами. Числовые выражения, порядок действий, использование скобок. Использование при вычислениях переместительного и сочетательного свойств сложения и умножения, распределительного свойства умножения. Округление натуральных чисел. Делители и кратные числа, наибольший общий делитель и наименьшее общее кратное. Делимость суммы и произведения. Деление с остатком. Дроби Обыкновенная дробь, основное свойство дроби, сокращение дробей. Сравнение и упорядочивание дробей. Решение задач на нахождение части от целого и целого по его части. Дробное число как результат деления. Представление десятичной дроби в виде обыкновенной дроби и возможность представления обыкновенной дроби в виде десятичной. Десятичные дроби и метрическая система мер. Арифметические действия и числовые выражения с обыкновенными и десятичными дробями. Отношение. Деление в данном отношении. Масштаб, пропорция. Применение пропорций при решении задач. Понятие процента. Вычисление процента от величины и величины по её проценту. Выражение процентов десятичными дробями. Решение задач на проценты. Выражение отношения величин в процентах. Положительные и отрицательные числа Положительные и отрицательные числа. Целые числа. Модуль числа, геометрическая интерпретация модуля числа. Изображение чисел на координатной прямой. Числовые промежутки. Сравнение чисел. Арифметические действия с положительными и отрицательными числами. Прямоугольная система координат на плоскости. Координаты точки на плоскости, абсцисса и ордината. Построение точек и фигур на координатной плоскости. Буквенные выражения Применение букв для записи математических выражений и предложений. Свойства арифметических действий. Буквенные выражения и числовые подстановки. Буквенные равенства, нахождение неизвестного компонента. Формулы, формулы периметра и площади прямоугольника, квадрата, объёма параллелепипеда и куба. Решение текстовых задач Решение текстовых задач арифметическим способом. Решение логических задач. Решение задач перебором всех возможных вариантов. Решение задач, содержащих зависимости, связывающих величины: скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость, производительность, время, объём работы. Единицы измерения: массы, стоимости, расстояния, времени, скорости. Связь между единицами измерения каждой величины. Решение задач, связанных с отношением, пропорциональностью величин, процентами; решение основных задач на дроби и проценты. Оценка и прикидка, округление результата. Составление буквенных выражений по условию задачи. Представление данных с помощью таблиц и диаграмм. Столбчатые диаграммы: чтение и построение. Чтение круговых диаграмм. Наглядная геометрия Наглядные представления о фигурах на плоскости: точка, прямая, отрезок, луч, угол, ломаная, многоугольник, четырёхугольник, треугольник, окружность, круг. Взаимное расположение двух прямых на плоскости, параллельные прямые, перпендикулярные прямые. Измерение расстояний: между двумя точками, от точки до прямой, длина маршрута на квадратной сетке. Измерение и построение углов с помощью транспортира. Виды треугольников: остроугольный, прямоугольный, тупоугольный, равнобедренный, равносторонний. Четырёхугольник, примеры четырёхугольников. Прямоугольник, квадрат: использование свойств сторон, углов, диагоналей. Изображение геометрических фигур на нелинованной бумаге с использованием циркуля, линейки, угольника, транспортира. Построения на клетчатой бумаге. Периметр многоугольника. Понятие площади фигуры, единицы измерения площади. Приближённое измерение площади фигур, в том числе на квадратной сетке. Приближённое измерение длины окружности, площади круга. Симметрия: центральная, осевая и зеркальная симметрии. Построение симметричных фигур. Наглядные представления о пространственных фигурах: параллелепипед, куб, призма, пирамида, конус, цилиндр, шар и сфера. Изображение пространственных фигур. Примеры развёрток многогранников, цилиндра и конуса. Создание моделей пространственных фигур (из бумаги, проволоки, пластилина и других материалов). Понятие объёма, единицы измерения объёма. Объём прямоугольного параллелепипеда, куба. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО КУРСА «МАТЕМАТИКА» НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты освоения программы учебного курса «Математика» характеризуются: 1) патриотическое воспитание: проявлением интереса к прошлому и настоящему российской математики, ценностным отношением к достижениям российских математиков и российской математической школы, к использованию этих достижений в других науках и прикладных сферах; 2) гражданское и духовно-нравственное воспитание: готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации его прав, представлением о математических основах функционирования различных структур, явлений, процедур гражданского общества (например, выборы, опросы), готовностью к обсуждению этических проблем, связанных с практическим применением достижений науки, осознанием важности морально-этических принципов в деятельности учёного; 3) трудовое воспитание: установкой на активное участие в решении практических задач математической направленности, осознанием важности математического образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной деятельности и развитием необходимых умений, осознанным выбором и построением индивидуальной траектории образования и жизненных планов с учётом личных интересов и общественных потребностей; 4) эстетическое воспитание: способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию математических объектов, задач, решений, рассуждений, умению видеть математические закономерности в искусстве; 5) ценности научного познания: ориентацией в деятельности на современную систему научных представлений об основных закономерностях развития человека, природы и общества, пониманием математической науки как сферы человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для развития цивилизации, овладением языком математики и математической культурой как средством познания мира, овладением простейшими навыками исследовательской деятельности; 6) физическое воспитание, формирование культуры здоровья и эмоционального благополучия: готовностью применять математические знания в интересах своего здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание, сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая активность), сформированностью навыка рефлексии, признанием своего права на ошибку и такого же права другого человека; 7) экологическое воспитание: ориентацией на применение математических знаний для решения задач в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и оценки их возможных последствий для окружающей среды, осознанием глобального характера экологических проблем и путей их решения; 8) адаптация к изменяющимся условиям социальной и природной среды: готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том числе умение учиться у других людей, приобретать в совместной деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других; необходимостью в формировании новых знаний, в том числе формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том числе ранее неизвестных, осознавать дефициты собственных знаний и компетентностей, планировать своё развитие; способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и последствия, формировать опыт. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: выявлять и характеризовать существенные признаки математических объектов, понятий, отношений между понятиями, формулировать определения понятий, устанавливать существенный признак классификации, основания для обобщения и сравнения, критерии проводимого анализа; воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения: утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие, условные; выявлять математические закономерности, взаимосвязи и противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях, предлагать критерии для выявления закономерностей и противоречий; делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии; разбирать доказательства математических утверждений (прямые и от противного), проводить самостоятельно несложные доказательства математических фактов, выстраивать аргументацию, приводить примеры и контрпримеры, обосновывать собственные рассуждения; выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев). Базовые исследовательские действия: использовать вопросы как исследовательский инструмент познания, формулировать вопросы, фиксирующие противоречие, проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное, формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение; проводить по самостоятельно составленному плану несложный эксперимент, небольшое исследование по установлению особенностей математического объекта, зависимостей объектов между собой; самостоятельно формулировать обобщения и выводы по результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать достоверность полученных результатов, выводов и обобщений; прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать предположения о его развитии в новых условиях. Работа с информацией: выявлять недостаточность и избыточность информации, данных, необходимых для решения задачи; выбирать, анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления; выбирать форму представления информации и иллюстрировать решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями; оценивать надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно. Коммуникативные универсальные учебные действия: воспринимать и формулировать суждения в соответствии с условиями и целями общения, ясно, точно, грамотно выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать пояснения по ходу решения задачи, комментировать полученный результат; в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи, нацеленные на поиск решения, сопоставлять свои суждения с суждениями других участников диалога, обнаруживать различие и сходство позиций, в корректной форме формулировать разногласия, свои возражения; представлять результаты решения задачи, эксперимента, исследования, проекта, самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач презентации и особенностей аудитории; понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении учебных математических задач; принимать цель совместной деятельности, планировать организацию совместной работы, распределять виды работ, договариваться, обсуждать процесс и результат работы, обобщать мнения нескольких людей; участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен мнениями, мозговые штурмы и другие), выполнять свою часть работы и координировать свои действия с другими членами команды, оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям, сформулированным участниками взаимодействия. Регулятивные универсальные учебные действия Самоорганизация: самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и корректировать варианты решений с учётом новой информации. Самоконтроль, эмоциональный интеллект: владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и результата решения математической задачи; предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей; оценивать соответствие результата деятельности поставленной цели и условиям, объяснять причины достижения или недостижения цели, находить ошибку, давать оценку приобретённому опыту. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ К концу обучения в 5 классе обучающийся получит следующие предметные результаты: Числа и вычисления Понимать и правильно употреблять термины, связанные с натуральными числами, обыкновенными и десятичными дробями. Сравнивать и упорядочивать натуральные числа, сравнивать в простейших случаях обыкновенные дроби, десятичные дроби. Соотносить точку на координатной (числовой) прямой с соответствующим ей числом и изображать натуральные числа точками на координатной (числовой) прямой. Выполнять арифметические действия с натуральными числами, с обыкновенными дробями в простейших случаях. Выполнять проверку, прикидку результата вычислений. Округлять натуральные числа. Решение текстовых задач Решать текстовые задачи арифметическим способом и с помощью организованного конечного перебора всех возможных вариантов. Решать задачи, содержащие зависимости, связывающие величины: скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость. Использовать краткие записи, схемы, таблицы, обозначения при решении задач. Пользоваться основными единицами измерения: цены, массы, расстояния, времени, скорости, выражать одни единицы величины через другие. Извлекать, анализировать, оценивать информацию, представленную в таблице, на столбчатой диаграмме, интерпретировать представленные данные, использовать данные при решении задач. Наглядная геометрия Пользоваться геометрическими понятиями: точка, прямая, отрезок, луч, угол, многоугольник, окружность, круг. Приводить примеры объектов окружающего мира, имеющих форму изученных геометрических фигур. Использовать терминологию, связанную с углами: вершина, сторона, с многоугольниками: угол, вершина, сторона, диагональ, с окружностью: радиус, диаметр, центр. Изображать изученные геометрические фигуры на нелинованной и клетчатой бумаге с помощью циркуля и линейки. Находить длины отрезков непосредственным измерением с помощью линейки, строить отрезки заданной длины; строить окружность заданного радиуса. Использовать свойства сторон и углов прямоугольника, квадрата для их построения, вычисления площади и периметра. Вычислять периметр и площадь квадрата, прямоугольника, фигур, составленных из прямоугольников, в том числе фигур, изображённых на клетчатой бумаге. Пользоваться основными метрическими единицами измерения длины, площади; выражать одни единицы величины через другие. Распознавать параллелепипед, куб, использовать терминологию: вершина, ребро, грань, измерения, находить измерения параллелепипеда, куба. Вычислять объём куба, параллелепипеда по заданным измерениям, пользоваться единицами измерения объёма. Решать несложные задачи на измерение геометрических величин в практических ситуациях. К концу обучения в 6 классе обучающийся получит следующие предметные результаты: Числа и вычисления Знать и понимать термины, связанные с различными видами чисел и способами их записи, переходить (если это возможно) от одной формы записи числа к другой. Сравнивать и упорядочивать целые числа, обыкновенные и десятичные дроби, сравнивать числа одного и разных знаков. Выполнять, сочетая устные и письменные приёмы, арифметические действия с натуральными и целыми числами, обыкновенными и десятичными дробями, положительными и отрицательными числами. Вычислять значения числовых выражений, выполнять прикидку и оценку результата вычислений, выполнять преобразования числовых выражений на основе свойств арифметических действий. Соотносить точку на координатной прямой с соответствующим ей числом и изображать числа точками на координатной прямой, находить модуль числа. Соотносить точки в прямоугольной системе координат с координатами этой точки. Округлять целые числа и десятичные дроби, находить приближения чисел. Числовые и буквенные выражения Понимать и употреблять термины, связанные с записью степени числа, находить квадрат и куб числа, вычислять значения числовых выражений, содержащих степени. Пользоваться признаками делимости, раскладывать натуральные числа на простые множители. Пользоваться масштабом, составлять пропорции и отношения. Использовать буквы для обозначения чисел при записи математических выражений, составлять буквенные выражения и формулы, находить значения буквенных выражений, осуществляя необходимые подстановки и преобразования. Находить неизвестный компонент равенства. Решение текстовых задач Решать многошаговые текстовые задачи арифметическим способом. Решать задачи, связанные с отношением, пропорциональностью величин, процентами, решать три основные задачи на дроби и проценты. Решать задачи, содержащие зависимости, связывающие величины: скорость, время, расстояние, цена, количество, стоимость, производительность, время, объём работы, используя арифметические действия, оценку, прикидку, пользоваться единицами измерения соответствующих величин. Составлять буквенные выражения по условию задачи. Извлекать информацию, представленную в таблицах, на линейной, столбчатой или круговой диаграммах, интерпретировать представленные данные, использовать данные при решении задач. Представлять информацию с помощью таблиц, линейной и столбчатой диаграмм. Наглядная геометрия Приводить примеры объектов окружающего мира, имеющих форму изученных геометрических плоских и пространственных фигур, примеры равных и симметричных фигур. Изображать с помощью циркуля, линейки, транспортира на нелинованной и клетчатой бумаге изученные плоские геометрические фигуры и конфигурации, симметричные фигуры. Пользоваться геометрическими понятиями: равенство фигур, симметрия, использовать терминологию, связанную с симметрией: ось симметрии, центр симметрии. Находить величины углов измерением с помощью транспортира, строить углы заданной величины, пользоваться при решении задач градусной мерой углов, распознавать на чертежах острый, прямой, развёрнутый и тупой углы. Вычислять длину ломаной, периметр многоугольника, пользоваться единицами измерения длины, выражать одни единицы измерения длины через другие. Находить, используя чертёжные инструменты, расстояния: между двумя точками, от точки до прямой, длину пути на квадратной сетке. Вычислять площадь фигур, составленных из прямоугольников, использовать разбиение на прямоугольники, на равные фигуры, достраивание до прямоугольника, пользоваться основными единицами измерения площади, выражать одни единицы измерения площади через другие. Распознавать на моделях и изображениях пирамиду, конус, цилиндр, использовать терминологию: вершина, ребро, грань, основание, развёртка. Изображать на клетчатой бумаге прямоугольный параллелепипед. Вычислять объём прямоугольного параллелепипеда, куба, пользоваться основными единицами измерения объёма; Решать несложные задачи на нахождение геометрических величин в практических ситуациях. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 6 КЛАСС Количество часов № п/п Наименование разделов и тем программы Контрольные работы Всего Практические работы 1 Электронные (цифровые) образовательные ресурсы 1 Натуральные числа 30 https://m.edsoo.ru/7f414736 2 Наглядная геометрия. Прямые на плоскости 7 3 Дроби 32 4 Наглядная геометрия. Симметрия 6 5 Выражения с буквами 6 6 Наглядная геометрия. Фигуры на плоскости 14 1 7 Положительные и отрицательные числа 40 1 8 Представление данных 6 1 https://m.edsoo.ru/7f414736 9 Наглядная геометрия. Фигуры в пространстве 9 1 https://m.edsoo.ru/7f414736 10 Повторение, обобщение, систематизация 20 1 ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 170 5 https://m.edsoo.ru/7f414736 1 1 https://m.edsoo.ru/7f414736 1 https://m.edsoo.ru/7f414736 https://m.edsoo.ru/7f414736 1 https://m.edsoo.ru/7f414736 https://m.edsoo.ru/7f414736 https://m.edsoo.ru/7f414736 5 ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МАТЕМАТИКА 6 КЛАСС № п/п Количество часов Тема урока Всего Контрольные работы Практические работы Дата изучения Электронные цифровые образовательные ресурсы 1 Арифметические действия с многозначными натуральными числами 1 https://m.edsoo.ru/f2a208ec 2 Арифметические действия с многозначными натуральными числами 1 https://m.edsoo.ru/f2a20aea 3 Арифметические действия с многозначными натуральными числами 1 https://m.edsoo.ru/f2a2140e 4 Арифметические действия с многозначными натуральными числами 1 https://m.edsoo.ru/f2a21580 5 Арифметические действия с многозначными натуральными числами 1 https://m.edsoo.ru/f2a216de 6 Арифметические действия с многозначными натуральными числами 1 https://m.edsoo.ru/f2a2180a 7 Числовые выражения, порядок действий, использование скобок 1 https://m.edsoo.ru/f2a20c48 8 Числовые выражения, порядок действий, использование скобок 1 https://m.edsoo.ru/f2a20d6a 9 Числовые выражения, порядок действий, использование скобок 1 10 Числовые выражения, порядок действий, использование скобок 1 11 Числовые выражения, порядок действий, использование скобок 1 12 Округление натуральных чисел 1 13 Округление натуральных чисел 1 14 Округление натуральных чисел 1 15 Делители и кратные числа; наиб общий делитель и наим общее кратное 1 https://m.edsoo.ru/f2a22a3e 16 Делители и кратные числа; наиб общий делитель и наим общее кратное 1 https://m.edsoo.ru/f2a22b9c 17 Делители и кратные числа; наиб общий делитель и наим общее кратное 1 https://m.edsoo.ru/f2a2340c 18 Делители и кратные числа; наиб общий делитель и наим общее кратное 1 19 Делители и кратные числа; наиб общий делитель и наим общее кратное 1 20 Делители и кратные числа; наиб общий делитель и наим общее кратное 1 21 Делимость суммы и произведения 1 https://m.edsoo.ru/f2a22d2c 22 Делимость суммы и произведения 1 https://m.edsoo.ru/f2a23254 23 Деление с остатком 1 24 Деление с остатком 1 https://m.edsoo.ru/f2a24104 25 Решение текстовых задач 1 https://m.edsoo.ru/f2a21e90 26 Решение текстовых задач 1 https://m.edsoo.ru/f2a2226e 27 Решение текстовых задач 1 https://m.edsoo.ru/f2a22412 28 Решение текстовых задач 1 https://m.edsoo.ru/f2a226e2 https://m.edsoo.ru/f2a21274 29 Решение текстовых задач 1 https://m.edsoo.ru/f2a228a4 30 Контрольная работа по теме "Натуральные числа" 1 31 Перпендикулярные прямые 1 https://m.edsoo.ru/f2a24442 32 Перпендикулярные прямые 1 https://m.edsoo.ru/f2a24596 33 Параллельные прямые 1 https://m.edsoo.ru/f2a248d4 34 Параллельные прямые 1 https://m.edsoo.ru/f2a24a32 35 Расст между двумя точками, от точки до прямой, длина маршрута на квадратной сетке 1 https://m.edsoo.ru/f2a24776 36 Расстояние между двумя точками, от точки до прямой, длина маршрута на квадратной сетке 1 37 Расстояние между двумя точками, от точки до прямой, длина маршрута на квадратной сетке 1 https://m.edsoo.ru/f2a24eb0 38 Обыкновенная дробь, основное свойство дроби, сокращение дробей 1 https://m.edsoo.ru/f2a261fc 39 Обыкновенная дробь, основное свойство дроби, сокращение дробей 1 https://m.edsoo.ru/f2a26670 40 Обыкновенная дробь, основное свойство дроби, сокращение дробей 1 https://m.edsoo.ru/f2a26936 41 Обыкновенная дробь, основное свойство дроби, сокращение дробей 1 https://m.edsoo.ru/f2a26ab2 42 Сравнение и упорядочивание дробей 1 https://m.edsoo.ru/f2a2721e 43 Сравнение и упорядочивание дробей 1 https://m.edsoo.ru/f2a2749e 44 Сравнение и упорядочивание дробей 1 https://m.edsoo.ru/f2a275ac 45 Десятичные дроби и метрическая система мер 1 https://m.edsoo.ru/f2a2638c 46 Десятичные дроби и метрическая система мер 1 47 Арифметические действия с обыкновенными и десятичными дробями 1 https://m.edsoo.ru/f2a276c4 48 Арифметические действия с обыкновенными и десятичными дробями 1 https://m.edsoo.ru/f2a277dc 49 Арифметические действия с обыкновенными и десятичными дробями 1 https://m.edsoo.ru/f2a27d40 50 Арифметические действия с обыкновенными и десятичными дробями 1 https://m.edsoo.ru/f2a27ec6 51 Арифметические действия с обыкновенными и десятичными дробями 1 https://m.edsoo.ru/f2a27c00 52 Отношение 1 https://m.edsoo.ru/f2a282c2 53 Отношение 1 54 Деление в данном отношении 1 55 Деление в данном отношении 1 56 Масштаб, пропорция 1 https://m.edsoo.ru/f2a28a7e 57 Масштаб, пропорция 1 https://m.edsoo.ru/f2a28c22 58 Понятие процента 1 https://m.edsoo.ru/f2a28d76 1 https://m.edsoo.ru/f2a242a8 https://m.edsoo.ru/f2a28448 59 Понятие процента 1 https://m.edsoo.ru/f2a28efc 60 Вычисление процента от величины и величины по её проценту 1 https://m.edsoo.ru/f2a29064 61 Вычисление процента от величины и величины по её проценту 1 https://m.edsoo.ru/f2a291e0 62 Вычисление процента от величины и величины по её проценту 1 63 Вычисление процента от величины и величины по её проценту 1 64 Решение текстовых задач, содержащих дроби и проценты 1 https://m.edsoo.ru/f2a26512 65 Решение текстовых задач, содержащих дроби и проценты 1 https://m.edsoo.ru/f2a2818c 66 Решение текстовых задач, содержащих дроби и проценты 1 https://m.edsoo.ru/f2a29546 67 Решение текстовых задач, содержащих дроби и проценты 1 https://m.edsoo.ru/f2a29a46 68 Контрольная работа по теме "Дроби" 1 69 Практическая работа по теме "Отношение длины окружности к её диаметру" 1 70 Осевая симметрия. Центральная симметрия 1 https://m.edsoo.ru/f2a2509a 71 Осевая симметрия. Центральная симметрия 1 https://m.edsoo.ru/f2a25428 72 Построение симметричных фигур 1 https://m.edsoo.ru/f2a252ca 73 Построение симметричных фигур 1 https://m.edsoo.ru/f2a257fc 74 Практическая работа по теме "Осевая симметрия" 1 75 Симметрия в пространстве 1 https://m.edsoo.ru/f2a25ae0 76 Применение букв для записи математических выражений и предложений 1 https://m.edsoo.ru/f2a2b274 77 Буквенные выражения и числовые подстановки 1 https://m.edsoo.ru/f2a2b972 78 Буквенные равенства, нахождение неизвестного компонента 1 https://m.edsoo.ru/f2a2bada 79 Буквенные равенства, нахождение неизвестного компонента 1 https://m.edsoo.ru/f2a2bbe8 80 Формулы 1 https://m.edsoo.ru/f2a2bd14 81 Формулы 1 https://m.edsoo.ru/f2a2be40 82 Четырёхугольник, примеры четырёхугольников 1 https://m.edsoo.ru/f2a2a19e 83 Прямоугольник, квадрат: свойства сторон, углов, диагоналей 1 https://m.edsoo.ru/f2a2a2f2 84 Прямоугольник, квадрат: свойства сторон, углов, диагоналей 1 85 Измерение углов. Виды треугольников 1 https://m.edsoo.ru/f2a2a75c 86 Измерение углов. Виды треугольников 1 https://m.edsoo.ru/f2a2ab94 87 Периметр многоугольника 1 https://m.edsoo.ru/f2a29eb0 88 Периметр многоугольника 1 89 Площадь фигуры 1 90 Площадь фигуры 1 1 https://m.edsoo.ru/f2a29d34 1 1 https://m.edsoo.ru/f2a29bea https://m.edsoo.ru/f2a2598c 91 Формулы периметра и площади прямоугольника 1 92 Формулы периметра и площади прямоугольника 1 93 Приближённое измерение площади фигур 1 94 Практическая работа по теме "Площадь круга" 1 95 Контрольная работа по теме "Выражения с буквами. Фигуры на плоскости" 1 96 Целые числа 1 https://m.edsoo.ru/f2a2bf6c 97 Целые числа 1 https://m.edsoo.ru/f2a2c07a 98 Целые числа 1 https://m.edsoo.ru/f2a2c17e 99 Модуль числа, геометрическая интерпретация модуля 1 https://m.edsoo.ru/f2a2c886 100 Модуль числа, геометрическая интерпретация модуля 1 https://m.edsoo.ru/f2a2ca3e 101 Модуль числа, геометрическая интерпретация модуля 1 https://m.edsoo.ru/f2a2cba6 102 Модуль числа, геометрическая интерпретация модуля 1 103 Модуль числа, геометрическая интерпретация модуля 1 104 Числовые промежутки 1 105 Положительные и отрицательные числа 1 106 Положительные и отрицательные числа 1 107 Сравнение положительных и отрицательных чисел 1 https://m.edsoo.ru/f2a2ce30 108 Сравнение положительных и отрицательных чисел 1 https://m.edsoo.ru/f2a2cf48 109 Сравнение положительных и отрицательных чисел 1 110 Сравнение положительных и отрицательных чисел 1 111 Сравнение положительных и отрицательных чисел 1 112 Арифметические действия с положительными и отрицательными числами 1 https://m.edsoo.ru/f2a2d830 113 Арифметические действия с положительными и отрицательными числами 1 https://m.edsoo.ru/f2a2d984 114 Арифметические действия с положительными и отрицательными числами 1 https://m.edsoo.ru/f2a2dab0 115 Арифметические действия с положительными и отрицательными числами 1 https://m.edsoo.ru/f2a2ddee 116 Арифметические действия с положительными и отрицательными числами 1 https://m.edsoo.ru/f2a2defc 117 Арифметические действия с положительными и отрицательными числами 1 https://m.edsoo.ru/f2a2e384 118 Арифметические действия с положительными и отрицательными числами 1 https://m.edsoo.ru/f2a2e5f0 119 Арифметические действия с положительными и отрицательными числами 1 https://m.edsoo.ru/f2a2e762 120 Арифметические действия с положительными и отрицательными числами 1 https://m.edsoo.ru/f2a2eb90 121 Арифметические действия с положительными и отрицательными числами 1 https://m.edsoo.ru/f2a2ecf8 122 Арифметические действия с положительными и отрицательными числами 1 https://m.edsoo.ru/f2a2ee10 1 https://m.edsoo.ru/f2a2ae8c 1 123 Арифметические действия с положительными и отрицательными числами 1 https://m.edsoo.ru/f2a2f248 124 Арифметические действия с положительными и отрицательными числами 1 125 Арифметические действия с положительными и отрицательными числами 1 126 Арифметические действия с положительными и отрицательными числами 1 127 Арифметические действия с положительными и отрицательными числами 1 128 Арифметические действия с положительными и отрицательными числами 1 129 Арифметические действия с положительными и отрицательными числами 1 130 Арифметические действия с положительными и отрицательными числами 1 131 Решение текстовых задач 1 https://m.edsoo.ru/f2a3035a 132 Решение текстовых задач 1 https://m.edsoo.ru/f2a304c2 133 Решение текстовых задач 1 https://m.edsoo.ru/f2a305e4 134 Решение текстовых задач 1 https://m.edsoo.ru/f2a30706 135 Контрольная работа по темам "Буквенные выражения. Положительные и отрицательные числа" 1 136 Прямоугольная система координат на плоскости 1 https://m.edsoo.ru/f2a30ca6 137 Координаты точки на плоскости, абсцисса и ордината 1 https://m.edsoo.ru/f2a311d8 138 Столбчатые и круговые диаграммы 1 https://m.edsoo.ru/f2a3178c 139 Практическая работа по теме "Построение диаграмм" 1 140 Решение текст задач, содержащих данные, предст в таблицах и на диаграммах 1 141 Решение текст задач, содержащих данные, предст в таблицах и на диаграммах 1 142 Прямоуг параллелепипед, куб, призма, пирам, конус, цилиндр, шар и сфера 1 https://m.edsoo.ru/f2a319c6 143 Прямоуг параллелепипед, куб, призма, пира, конус, цилиндр, шар и сфера 1 https://m.edsoo.ru/f2a31afc 144 Изображение пространственных фигур 1 https://m.edsoo.ru/f2a3206a 145 Изображение пространственных фигур 1 146 Примеры развёрток многогранников, цилиндра и конуса 1 147 Практическая работа по теме "Создание моделей пространственных фигур" 1 148 Понятие объёма; единицы измерения объёма 1 https://m.edsoo.ru/f2a321c8 149 Объём прямоугольного параллелепипеда, куба, формулы объёма 1 https://m.edsoo.ru/f2a3234e 150 Объём прямоугольного параллелепипеда, куба, формулы объёма 1 151 Повторение основных понятий и методов курсов 5 и 6 классов 1 https://m.edsoo.ru/f2a328f8 152 Повторение основных понятий и методов курсов 5 и 6 классов 1 https://m.edsoo.ru/f2a32a9c 153 Повторение основных понятий и методов курсов 5 и 6 классов, 1 https://m.edsoo.ru/f2a32bd2 154 Повторение основных понятий и методов курсов 5 и 6 классов, 1 https://m.edsoo.ru/f2a3312c 1 1 1 https://m.edsoo.ru/f2a318ae https://m.edsoo.ru/f2a3252e 155 Повторение основных понятий и методов курсов 5 и 6 классов, 1 https://m.edsoo.ru/f2a33352 156 Повторение основных понятий и методов курсов 5 и 6 классов 1 https://m.edsoo.ru/f2a33596 157 Повторение основных понятий и методов курсов 5 и 6 классов, 1 https://m.edsoo.ru/f2a33780 158 Повторение основных понятий и методов курсов 5 и 6 классов, 1 https://m.edsoo.ru/f2a338b6 159 Повторение основных понятий и методов курсов 5 и 6 классов, 1 https://m.edsoo.ru/f2a339ce 160 Повторение основных понятий и методов курсов 5 и 6 классов, 1 https://m.edsoo.ru/f2a33ad2 161 Повторение основных понятий и методов курсов 5 и 6 классов, 1 https://m.edsoo.ru/f2a33bd6 162 Повторение основных понятий и методов курсов 5 и 6 классов, 1 https://m.edsoo.ru/f2a33f46 163 Повторение основных понятий и методов курсов 5 и 6 классов, 1 https://m.edsoo.ru/f2a340b8 164 Повторение основных понятий и методов курсов 5 и 6 классов 1 https://m.edsoo.ru/f2a3420c 165 Повторение основных понятий и методов курсов 5 и 6 классов, 1 https://m.edsoo.ru/f2a3432e 166 Повторение основных понятий и методов курсов 5 и 6 классов, 1 https://m.edsoo.ru/f2a34478 167 Итоговая контрольная работа 1 168 Повторение основных понятий и методов курсов 5 и 6 классов, 1 https://m.edsoo.ru/f2a3482e 169 Повторение основных понятий и методов курсов 5 и 6 классов 1 https://m.edsoo.ru/f2a34950 170 Повторение основных понятий и методов курсов 5 и 6 классов, 1 https://m.edsoo.ru/f2a34d2e ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ 170 1 5 5 УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА • Математика (в 2 частях), 5 класс/ Виленкин Н.Я., Жохов В.И., Чесноков А.С., Александрова Л.А., Шварцбурд С.И., Акционерное общество «Издательство «Просвещение» МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ Математика. 5 класс. Рабочая тетрадь в 2-х ч. к учебнику Виленкина Н.Я. и др. - Ерина Т.М., Ерина М.Ю. Математика. 5 класс. Поурочные планы по учебнику - Виленкина Н.Я. и др. Дидактические материалы по математике. 5 класс. К учебнику Виленкина Н.Я. и др. - Попов М.А. ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ https://урок.рф/ https://muravins.ru/ https://infourok.ru/