Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Инклюзивное образованиес реализацией программы "Доступная среда" вМБОУ "Тюбинская СОШ" Кумторкалинского района
В данный момент проектирование и создание доступной среды для инвалидов является одной из важнейших частей социальный политики каждого государства. Эта инициатива направлена на обеспечение людям, ограниченным физически, равные возможности в любой сфере повседневной жизни. Большинство современных международных договоренностей и законодательств диктуют странам необходимость создания достойных условий, при которых становится возможным максимальное развитие способностей инвалидов и их интеграция в общество. Одним из критериев данного политического направления является создание доступной среды для людей с физическими ограничениями и предоставление им возможности работать и получать образование наравне со здоровыми членами общества.
Перечень нормативных, методических и иных материалов по организации инклюзивного образования:
1.Письмо министерстваобразования и науки Российской Федерации от 11 марта 2016 г. № ВК-452/07 "О введении ФГОС ОВЗ".
2.Федеральный закон от01.12.2014г. №419-ФЗ "Овнесении изменений вотдельные законодательные акты Российской Федерации повопросам социальной защиты инвалидов всвязи сратификацией Конвенции оправах инвалидов".
3.Постановление Главного государственного санитарного врача РФот 10.07.2015 N 26 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.3286-15 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения и воспитания в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по адаптированным основным общеобразовательным программам для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья".
4.Приказ Минобрнауки России от 9 ноября 2015 г. № 1309"Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи".
5.Методические рекомендации руководителям органов исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющим управление в сфере образования, по созданию в рамках программы "Доступная среда" на 2011-2020 специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в образовательных организациях через центры психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи.
6.Временный порядок предоставления государственной услуги в сфере образования для детей-инвалидов в МБОУ "Тюбинская СОШ".
7.Порядок регламентации и оформления отношений с родителями(законными представителями)обучающихся, нуждающихся в длительном лечении, а также детей-инвалидов в части организации обучения на дому.
8. Положение об организации обучения лиц с ОВЗ
9. Положение о порядке реализации ИПРА ребенка-инвалида
10.Сайт Государственной программы "Доступная среда".
11.План работы школьного ПМПК
12.Приказ о назначении ответственного за сопровождение инвалидов
13.Паспорт доступности для лиц с ОВЗ
14.Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов и других МГН
Проект доступная среда – общие понятия
Термин«безбарьерная»или«доступная» средав данный момент упоминается в большом количестве законодательных актов Российской Федерации и имеет различное толкование в зависимости от источника. Если обобщить все имеющиеся определения, то термин будет звучать следующим образом: Безбарьернойсредой называют элементы, внедренные в окружающий мир, которые предоставляют возможность людям с сенсорными, физическими и интеллектуальными нарушениями могли свободно перемещаться и взаимодействовать с различными его элементами.
Если посмотреть на это понятие в более широком смысле то становится понятно, что организация доступной среды – это организация наиболее безопасных и легких условий для наибольшего количества людей. Так, к примеру, плавный съезд, спуск или пандус, может быть использован не только инвалидами, он и обычными людьми, так как в большинстве случаев это более удобно и менее энергозатратно.
Организация доступнойсредыподразумевает оборудование поверхностей специальными поручными, пандусами и особой плиткой, которая поможет легче передвигаться не только инвалидам, но и детям, пожилым людям и беременным женщинам.
Инвалид— человек, имеющий нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, в том числе с поражением опорно-двигательного аппарата, недостатками зрения и дефектами слуха, приводящими к ограничению жизнедеятельности и вызывающими необходимость его социальной защиты.
Маломобильные группы населения— это люди испытывающие затруднения при самостоятельном передвижении, получении услуги, необходимой информации или при ориентировании в пространстве:
инвалиды,люди с временным нарушением здоровья,беременные женщины,люди старших возрастов, люди с детскими колясками и т.п
Федеральные документы
Указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. N 761"О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы" Раздел V.
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 02.03.2016) "Об образовании в Российской Федерации"
Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 29.12.2015) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"
"Конституция Российской Федерации" (ст.8)
"Гражданский кодекс Российской Федерации(часть четвертая)" от 18.12.2006 N 230-ФЗ (ред. от 28.11.2015, с изм. от 30.12.2015) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2016)
Государственная программа Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 - 2020 годы (http://www.rosmintrud.ru/ministry/programms/3/0)
Официальный сайт государственной программы «Доступная среда» (http://zhit-vmeste.ru/)
Специально оборудованные учебные кабинеты
Информация о специально оборудованных учебных кабинетах
Учебные кабинеты, приспособленные для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- с нарушениями опорно-двигательного аппарата – увеличено расстояние между рядами парт,
- для слабослышащих – оборудованы звукоусиливающей аппаратурой,
- для слабовидящих – оборудованы дополнительным освещением и увеличительными средствами.
При наличии медицинских показаний для инвалидов и обучающихся с ограниченными возможностями здоровья может быть организовано индивидуальное обучение на дому.
Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Информация об объектах для проведения практических занятий, приспособленных для использованияинвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Учебные кабинеты для проведения практических занятий (кабинет физики и химии, комбинированная мастерская) при необходимости могут быть приспособлены для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:
- для слабослышащих – оборудованы звукоусиливающей аппаратурой,
- для слабовидящих – оборудованы дополнительным освещением и увеличительными средствами,
- для лиц с нарушениями опорно-двигательного аппарата - увеличено расстояние между рядами парт и партами.
Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Информация о библиотеке, приспособленной для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Для учащихся с нарушениями слуха библиотека оборудована звукоусиливающей аппаратурой, для слабовидящих - дополнительным освещением и увеличительными средствами.
Письмо Минпросвещения России от 10.06.2019 N ОВ-473 07 Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) обучающихся с ОВЗ
Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Информация о спортивных объектах, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Объекты спорта
Спортивный зал: имеет в своем составе следующие функциональные группы
помещений: спортивный зал 20x10,5 м, два блока раздевалок, тренерскую.
Спортзал оснащен спортивным инвентарём и оборудованием. В комплексацию зала
вошли: баскетбольное и волейбольное оборудование, легкоатлетическая прыжковая
зона и т.д.
Спортивные площадки:
Уличная спортивная площадка для проведения занятий по волейболу (162м2)
и баскетболу (288м2), сектор для прыжков в длину, высоту, беговая
дорожка, футбольное поле (480м2).
Спортивное оборудование и инвентарь.
МБОУ «Тюбинская СОШ» имеет в своём распоряжении весь необходимый спектр
спортивного инвентаря и оборудования необходимого для качественной работы в
области физической культуры и спорта, который включает в себя:
·
мячи футбольные,
·
волейбольные, баскетбольные,
·
обручи,
·
скакалки,
·
маты гимнастические,
·
татами,
·
шведские стенки,
·
перекладины навесные,
·
гири (8кг, 16кг, 32кг),
·
гантели и штанги разновесовые,
·
прыжковый легкоатлетический сектор,
·
легкоатлетические диски,
·
футбольные ворота,
·
баскетбольные корзины,
·
волейбольные сетки.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Информацияо средствах обучения и воспитания,приспособленных для использованияинвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
В случае необходимости могут быть предоставлены специальные средстваобучения коллективного и индивидуального пользования. Во время проведения занятий в классах, где обучаются дети -инвалиды и обучающиеся с ОВЗ возможно применениемультимедийных средств, оргтехники мультимедиа-проекторов и иных средств для повышения уровнявосприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями.Для разъяснения отдельных вопросов изучаемой дисциплины педагогами дополнительно проводятсягрупповые и индивидуальнее консультации. Для детей с нарушениями речи функционирует логопедический кабинет. Проводятся индивидуальные и групповые занятия с психологом.
Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
- для слабослышащих – звукоусиливающей аппаратурой (колонки и наушники для компьютеров),
- для слабовидящих – настольные светильники, лупы.
Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации
Для детей-инвалидов с нарушением
опорно-двигательного аппарата у входа в школу установлен пандус. Пандус достаточно
пологий (10-12о), чтобы ребенок на коляске мог самостоятельно подниматься и
спускаться по нему. Ширина пандуса более 90 см. Пандус огражден поручнями
(высота – 50-90 см), длина которых должна превышает длину пандуса на 30 см с каждой стороны.
Ограждающий бортик предупреждает соскальзывание коляски.
В здании школы для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья оборудован санузел (расширенный дверной проем, отсутствие порогов, поручни), в столовую установлена распашная дверь.
Конструктивные особенности здания не предусматривают наличие подъемников.
- При в ходе в школу расположена вывеска с названием организации и графиком работы выполненная рельефно-точечным шрифтом Брайля и на контрастном фоне
- На первом этаже расположены учебные кабинеты, столовая, спортзал, гардероб.
- На первом этаже так же находится санитарно-гигиеническая комната
- Здание школы оснащено системой противопожарной звуковой сигнализации и оповещения с дублирующими световыми устройствами, информационными табло.
Специальные условия питания
Информация об условиях питания
- Питание осуществляется в школьной столовой - площадь 105,8 кв.м,, рассчитанной на 60 посадочных мест, оснащенной современным технологическим оборудованием.
- Примерное десятидневное меню разработано с учетом сезонности, необходимого количества основных пищевых веществ и требуемой калорийности суточного рациона, дифференцированного по возрастным группам обучающихся (7-11 и 12-18 лет).
- Все учащиеся обеспечены горячим одноразовым питанием. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья организовано двухразовое питание (завтрак, обед).
- Расписание занятий предусматривает два 20-минутных перерыва для питания обучающихся.
Обеденный зал МБОУ «Тюбинская СОШ»
Специальные условия охраны здоровья
Информация о специальных условиях охраны здоровья
В школе созданы условия для охраны здоровья учащихся, в том числе инвалидов и лиц с ОВЗ: имеются спортивный зал с необходимым оборудованием и инвентарем, спортивная площадка для занятий легкой атлетикой, футболом, волейболом, ОФП. Проводятся занятия по ритмике. В школе функционирует ПМПК, работают специалисты сопровождения: педагог-психолог, учитель-логопед.
Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья
Информация о доступе к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
- Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, в том числе к сети Интернет, Пропускная способность - 2 Мбит/с. Для ограничения доступа учащихся к Интернет-ресурсам нежелательного содержания используется система контентной фильтрации.
- Образовательное учреждение имеет официальный сайт с версией для слабовидящих.
Электронные образовательные ресурсы, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья
Информация об электронных образовательных ресурсах, к которым обеспечивается доступ инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
1. В рамках образовательного процесса осуществляется доступ учащихся ко всем образовательным ресурсам сети Интернет под руководством преподавателя, проводящего учебное занятие.
2. Исключён доступ учащихся к сети Интернет без присутствия преподавателя.
3. На всех компьютерах, подключенных к сети Интернет, установлена и настроена программа контентной фильтрации, обеспечивающая исключение доступа к ресурсам Интернет, не относящимся к образовательному процессу.
4. Приказами по образовательному учреждению назначены ответственные за доступ к сети Интернет и ответственный за установку и настройку программы контентной фильтрации.
Федеральный портал "Российское образование" -http://www.edu.ru
Информационная система "Единое окно доступа к образовательным ресурсам" -http://window.edu.ru
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов -http://school-collection.edu.ru
Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов -http://fcior.edu.ru
http://www.mon.gov.ru/-Министерство образования и науки Российской Федерации
http://www.uznai-prezidenta.ru/Детский сайт Президента Российской Федерации
http://www.ege.edu.ru/-Портал информационной поддержки ЕГЭ
http://www.eidos.ru/olymp/- Всероссийские дистанционные эвристические олимпиады
http://www.rusolymp.ruВсероссийская олимпиада школьников
http://www.olympiads.ru- Олимпиадная информатика
http://www.en.edu.ru- Естественнонаучный образовательный портал
http://ege.edu.ru-Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
http://www.school.edu.ru- Российский общеобразовательный портал
http://www.vidod.edu.ru- Федеральный портал «Дополнительное образование детей»
http://ege.edu.ru- Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена
http://vschool.km.ru- Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
http://www.ege.ru- Сайт информационной поддержки Единого государственного экзамена в компьютерной форме
www.nachalka.info/ru- Начальная школа Уроки Кирилла и Мефодия
www.nachalka.com. - Начальная школа детям, родителям, учителям
www.school-collection.ru- Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов
http://www.edu.ru- Федеральный портал «Российское образование»
http://www.computer-museum.ru- Виртуальный компьютерный музей
Министерство просвещения РФ* –https://edu.gov.ru/
Федеральный институт педагогических измерений (ФИПИ)* –https://fipi.ru/
Официальный информационный портал ЕГЭ* –http://www.ege.edu.ru/
Официальный информационный портал ГИА9* –http://gia.edu.ru/ru/
Федеральный портал «Российское образование» -http://www.edu.ru/
Федеральный институт оценки качества образования (ФИОКО) -https://fioco.ru/
Российская электронная школа (РЭШ) -https://resh.edu.ru/
Московская электронная школа (МЭШ) -https://uchebnik.mos.ru/catalogue
Яндекс. Учебник -https://education.yandex.ru/home/
Сайты, отмеченные * оснащены версией для слабовидящих людей.
Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования
Информацияо специальных технических средствах обучения коллективного или индивидуального пользования
В 2021—2022 учебном году в образовательной организации отсутствуют обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью, которым требуются специальные технические средства обучения индивидуального пользования в постоянное пользование. В случае возникновения запроса специальные технические средства обучения индивидуального пользования в постоянное пользование предоставляются.